Руслан Банковский: Новый день дает новые возможности
Актер, режиссер-постановщик, основатель Московского Современного Художественного Театра Руслан Банковский в интервью для Blog Studio Budsovoy поделился своей вдохновляющей историей. Главной миссией его деятельности является сохранение культурных ценностей и привлечение молодежи в театр. Обладая лидерскими качествами Руслан Банковский уверен, что все приходит вовремя, а главное дело жизни и вовсе должно иметь основательную базу.
— Первое, о чем хочу спросить, фамилия Банковский настоящая или псевдоним?
Да, фамилия настоящая. Часть предков из известного польского рода. Правописание и произношение фамилии на некоторых языках отличается, но на русском звучит именно так.
— Расскажите свою историю пути в мир кино и театра. Всегда интересно, как близкие относятся к выбору творческой профессии.
Сколько себя помню, еще со времен детского сада, был юным экологом. Затем я прошел все стадии молодежной вертикали: октябрята — пионеры — комсомол. Общественная нагрузка всегда заставляла самосовершенстоваться и увеличивать кругозор. Поскольку я из семьи военных, поэтому ни у кого даже мысли не было, что я выберу иной путь в будущем. Однако, первое зерно сомнения в выборе династической профессии было посеяно в старших классах школы во время похода в цирк. Мама не разделила мое желание «смешить людей». Чем ближе к окончанию школы — тем сильнее было желание. Открою секрет, что уже в старших классах я помогал настоящим клоунам на арене в местном цирке, ассистировал. И так мне это нравилось, что никто меня не узнавал….
— Можете поподробнее рассказать о периоде работы в цирке?
В цирк я устроился на подработку в вечернее время. Вначале был оператором световой пушки. Это такая махина, которая держит в фокусе артиста цирка в световом круге с меняющимся диаметром светового круга и цветом фильтров. Клоунов очень любил и постоянно с ними общался. Однажды оказалось, что ассистент клоуна на арену выйти не может и замены ему нет. Предложили мне. Я согласился, но очень переживал, что не справлюсь, хотя знал все номера наизусть. К счастью все получилось, и постепенно мой клоун сменил оператора по свету. Так, почти ежедневно я был на арене местного цирка и никто, даже мама первоначально об этом не знала. Я был счастлив. К сожалению, тогда не сложилось по многочисленным причинам, и фактически в режиссуру и актерскую профессию я вернулся, когда мне уже было за 30.
— Ого! Не было страшно менять жизнь после тридцати?
Абсолютно не жалею ни о чем, ведь всё всегда происходит вовремя. Я всегда был рядом с профессией, совмещал общественную работу с культурными мероприятиями и собственным участием. Я пожил в разных странах, и в каждой из них был сам себе режиссер.
— В разных странах? Это интересно! Почему сам себе режиссер? Как этот период повлиял на ваше желание связать жизнь с кино и театром?
Больше года я прожил в Турции, Польше и Украине. В каждой стране были свои проекты так или иначе связанные с творчеством. В Польше занимался уличным театром и театральным фестивальным движением. Это был совершенно другой мир, особенно в нулевые годы. Как-то наша команда попала в реабилитационный центр. Выступать там было очень сложно. Гнетущая обстановка, пациенты в роли зрителей с грустными лицами, каждый со сложной болезнью. В течение года мы выступали там несколько раз. В один из дней несколько родителей ребятишек сказали нам, что наш смех, задор и радость вселили, пусть не всем, но отдельным ребятам веру в свои собственные силы, подняли их собственный Дух и надежду на выздоровление. Именно этот поворотный момент навсегда укрепил мое желание связать свою жизнь с режиссурой и театральным искусством, в частности. Сегодня в своих театральных постановках стараюсь заинтересовать зрителя, отвлечь его от ежедневных забот или проблем, хочу доставить удовольствие на миг всем, кто сейчас огорчен или опечален. Показать, что радость — она рядом. Просто нужно жить, созидать и верить в лучшее!
— Как пришла идея создания собственного театра? Обстоятельства, при которых идея реализовалась.
Несколько лет назад я и народный артист России Владимир Стеклов прилетели в Челябинск на срочную замену актеров в одном антрепризном спектакле. Как говорится, «играли с колес», без репетиций и подготовки. Благо с коллегами до самого спектакля удалось познакомиться. Сыграли на отлично. И коллег выручили, и сами удовольствие получили. Следующий день был выходным и мы с Владимиром Александровичем решили прогуляться по городу. За чашечкой кофе и круасаном в кафе, зимой при минус 28, разговорились о театре. Оказалось, что Владимир Стеклов давно вынашивал идею собственного театра, и так сложилось, что на тот момент я уже имел зарегистрированное название МСХТ («Московский Современный Художественный Театр»), и как директор думал о художественном руководителе. Таким образом, наши интересы совпали. С тех пор мы вместе как одна семья и команда. На сегодня театр имеет десяток постановок и очень надеемся, что после окончания пандемии количество постановок будет только расти.
— У вас есть творческий ориентир в профессии?
Безусловно, ориентиры есть. Олег Табаков, Марк Захаров, Никита Михалков, Римас Туминас, Евгений Каменькович и ряд других профессионалов, мастеров своего дела. Среди российских артистов, на мастерстве которых я вырос, близких по духу и внутреннему миру — это Вицин, Пуговкин, Брондуков, Бондарчук (старший) и Куравлев. Их работами и творческими достижениями я вдохновляюсь по сей день. Это великие Мастера нашей профессии.
— Какова главная цель карьеры для Вас?
Сегодня мне 45. Главная цель для меня — развитие собственного театрального дела в современных условиях. Нельзя забывать наши корни, истоки, нашу классику. Да, ее можно и нужно модернизировать, но ни в коем случае не опошлять. Молодой зритель, который приходит в театр, или, как сейчас, смотрит в интернете, должен отдыхать душой, получать удовольствие и переключаться от рутинных будней. Сейчас сложно как никогда, но именно в этот период нужно учиться новому, развиваться, находить новые форматы, стараться не терять постоянного зрителя, а главное обретать нового.
— Какими способами вообще можно привлечь молодежь в театр, нужны ли какие-то особые способы повествования, визуализации или хайп?
Я уверен, для того, чтобы привлечь молодежь в театр, нужно понимать потребности молодежи. Нужно быть в курсе того, чем она живет, чем интересуется. Сегодня есть множество форм и методов для донесения до зрителя того или иного материала, контента. Хайп в театре не нужен, нужна целенаправленная работа. И как это делать определяет сам театр. Ведь у каждого своя школа, концепция, видение и прочее. Я уверен, что в самой команде, того или иного театра, должен быть кто-то из этой самой молодежи, которую хотят привлечь к искусству. Нужно максимально сократить разрыв между поколениями, как самого руководства театра, так и зрителями, которые приходят в этот театр. Это сложно, но возможно.
— У вас есть мечта?
Я уже давно стал прагматичным человеком. Для меня, мечта — это цель, а цель — это мечта. Ставишь цель, достигаешь ее, тем самый осуществляешь какую-то мечту. Далее следующая ступень… На мой взгляд, так гораздо интереснее и результативнее. При таком подходе ты рассчитываешь свои силы, чтобы идти к новой мечте.
— Какой самый вдохновляющий комментарий коллег, наставников, который вы слышали?
Так сложилось, что в творческой карьере у меня был ни один Мастер. Странным образом, иногда они высказывали практически в унисон: «Ты наш Вицин».
— Что вас вдохновляет?
Сказать, что не бывает грустных дней — значит соврать. Они случаются, но несмотря ни на что, необходимо уметь мыслить позитивно. Меня вдохновляет сама Жизнь! Новый день дает новые возможности. Ведь, если сегодня ты живешь, значит небеса и все вокруг дают тебе вдохновение. Пользуйся этим!
— У вас есть место силы, с которым особенные отношения?
Место силы — это Россия. Именно вся территория нашей родины, которая дает возможность ежедневной энергетической зарядки. В каждом городе России есть своя изюминка и особая энергетика, которая способна радовать того, кто по-настоящему любит свою страну. Ну, а все яркие события сейчас происходят в Сочи.
— Вы живете в Сочи?
В Сочи я не живу, к сожалению, но часто бываю. В этом городе есть дорогие сердцу люди, которые всегда рады меня видеть. Возможно в дальнейшем я перееду полностью, пока этот вопрос открыт.
— Опишите свои идеальный день.
Мой идеальный день — четкое выполнение списка дел. Вчера наметил — сегодня исполнил. Рабочий день всегда насыщен, обычно он составляет 12 часов. Выходные я себе не устраиваю, их в нашей стране и без того слишком много. Я истинный трудоголик.
— Совпадают ли ваши ожидания, цели и мечты с реальностью?
Не всегда, но на то мы и люди, чтобы успевать меняться и успевать за действительностью. Учиться, учиться и учиться! В этом нет ничего постыдного. Лишь постоянное самосовершенствование приведет к мечте и ожиданиям. Никто просто так не подарит счастье.
— Что для вас недопустимо в профессии?
В профессии недопустима фальшь.
— Что помогает двигаться вперед?
Только Вера! Вера в себя, свои силы, силу Духа и силу Света.
— Фраза вашей жизни.
Радость — великое оружие победы! Любя побеждай!