Топ-100 skip to Main Content

Илья Долгих: Хочу изменить качество киноиндустрии в нашей стране

Ilya Dogih Budsovoy 2

Актер, фотограф, музыкант, художник, автор книги «Путеводитель по театру и его задворкам» Илья Долгих дал большое интервью Blog Studio Budsovoy. Как истинный перфекционист Илья постоянно совершенствуется в любом деле, которое его увлекает. Бросив шанс на успешную юридическую карьеру он всецело отдался искусству и не прогадал.

— Илья, сейчас ты профессионал в нескольких творческих направлениях. Ты фотограф, актер, музыкант, художник… Однако, я знаю, в искусство ты пришел не сразу. Расскажи о своей жизни до выбора творческого вектора развития?

Да, история «моих университетов» витиевата. После школы мне совершенно было неясно куда бы я хотел поступать и, поскольку я был гуманитарий, путей у меня было не так много. Уверен, что если бы я тогда попытался поступать в театральный институт, то ничего бы из этого не получилось, я был очень стеснительный и закомплексованный подросток. В 11 классе все мои родственники сошлись на том, что лучшим выбором будет юридическая стезя. Я особо не спорил, потому что альтернативы не видел. Забегая вперед, хочу предостеречь всех от поспешных или необдуманных решений, связанных с выбором профессии, в лучшем случае, Вы потеряете несколько лет, в худшем – обречете себя жить не своей жизнью.
Годы обучения в юридическом институте, причем, далеко не в последнем по статусу в Москву, не принесли мне ни счастья, ни уверенности в себе, ни перспектив. В большей степени я учился автоматически, не понимая, что тут делаю. Были некоторые предметы, которые мне нравились и смогли меня увлечь – экология, история политико-правовых учений, философия. С последней дисциплиной я даже хотел связать свое будущее обучение, на последних курсах, но из-за отсутствия желающих в последние годы, постигать эту науку в качестве основной, кафедра перестала набирать специалистов, для защиты дипломов по этой дисциплине. В итоге, диплом я защитил и было совершенно неясно, что делать дальше. Даже пробовал поступить на службу в ФСБ, но не прошел психиатра, и начал подавать документы в аспирантуру. Поступил в две аспирантуры, в двух городах, но остался в Москве. Там было веселее, но все равно далеко от того, как я представлял себе взрослую жизнь.
Но, одно событие, случившееся, когда я учился в аспирантуре, вывело меня на правильный путь. Я играл в музыкальной группе. По совету своего коллеги сходил на консультацию к педагогу по академическому вокалу, который прослушав меня, сказал, что во мне есть потенциал и я начал заниматься. Там, на занятиях начал общаться с уже действующими актерами и певцами, ездил на концерты, ходил на спектакли. Тогда понял, что это и есть то, что мне близко, впервые в жизни почувствовал, что это именно то, чем хочу заниматься. На этом этапе я начал серьезно задумываться о поступлении в театральный институт. Однако, изначально думал, что буду поступать в музыкальный университет. Сперва так и было, но позже я перешел на актерский и это было правильным решением.

— Как родители отнеслись к такому повороту в твоей жизни и отказу от «перспективной профессии» юриста?

Родители были ни против, ни за. Они видели, что я не могу заниматься профессией. В итоге, я ни одного дня не проработал юристом, и не собирался никуда устраиваться. На семейном совете решили, что все сложится само. При этом помогали мне финансово, оплачивая занятия вокалом, когда я не работал.

— С какими сложностями столкнулся при поступлении в театральные ВУЗы?
Поступать было не сложно, хотя многие отговаривали. Мне было уже 26 лет и все в один голос говорили, что это уже поздно. Но я никого не слушал и просто делал то, что считал нужным. Поступил сразу, в один год. Конечно некоторые вузы мне отказали, в основном по причине возраста, но в ГИТИС поступил довольно легко. Я просто даже не думал о том, что может быть иначе. Учитывая мои не очень высокие успехи в знании русского языка, купил себе учебник для старших классов школы и, работая продавцом, штудировал его в рабочие смены. Так сдал экзамен по русскому на 89 баллов из 100, и успешно сдал экзамен по литературе. Потом было несколько туров актерского мастерства и зачисление. Счастливый момент. Признаюсь, тогда даже не осознавал, что это на самом деле происходит, но при этом и ощущал, что именно так и должно быть. Противоречивые чувства, но так и было.

— Какова главная цель карьеры для тебя?
Как бы это ни звучало пафосно, но я хочу изменить качество киноиндустрии в нашей стране. Хочу жить и работать в России, принимать участие в действительно хороших фильмах, сериалах, спектаклях, в том, что является высоким искусством. Хочу направить силы на изменение отношения к актеру, как к профессионалу своего дела. Сейчас стало популярно быть актером, и любой блогер или модель считает в праве называть себя актером или актрисой. Все это обесценивает нашу профессию и необходимо искоренять эти явления. Не утверждаю, что все кто закончил театральный институт являются гениальными актерами. Безусловно, есть самородки, которые без образования являются хорошими актерами, но это лишь исключения, подтверждающие правило. Юристом, бортпроводником, хирургом Вас никто не пригласит работать без соответствующего диплома, вот и актер – это такая же профессия.

— Самая необычная роль в карьере актера?
У меня не так много опыта, я недавно закончил ГИТИС, но уже успел сняться в нескольких фильмах и сериалах и у меня было несколько ролей в театре. Самая необычная, пожалуй, роль американского шпиона в советской России, который мечтает сбежать в Америку и для этого он выкрадывает тело В.И. Ленина их мавзолея. (улыбается) Это такая фантасмагория талантливой молодой команды, которые замахнулись на сериал в стилистике кибер-панк. Режиссер недавно закончил ВГИК, с красным дипломом. Я играл одну из главных ролей, премьера пилотной серии состоится в начале ноября.

— Какие роли даются лучше?
Лучше и легче получается то, что ты уже и так умеешь. Например, я играл шеф-повара, и я сам умею и люблю готовить, мне это просто дается и в кадре. Или у меня была роль уличного художника, я сам увлекаюсь живописью, пишу маслом в свободное время, и могу легко вжиться в этот образ. Так что интересно всегда то, чего не умеешь, чтобы попробовать новое. Например, прошлое, всегда интересно попробовать пожить жизнью людей из разных эпох. И это прекрасно, что можно это попробовать в кино или на сцене.

— Что недопустимо для тебя в профессии и в жизни?
Скажу так, для меня недопустимы: пошлость, предательство своих идеалов, неблагодарность, искажение правды, невоспитанность, непрофессионализм.

— Сейчас ты известный фотограф в театральных кругах, когда начал заниматься фотографией?
Году в 2003, наверное, когда я уже учился на юридическом факультете, начали появляться первые цифровые фотоаппараты. Тогда думал, что это все не для меня, поэтому купил себе пленочный фотоаппарат. Кстати, он до сих пор работает, хотя выглядит потрепанным и несколько раз бывал в ремонте, но я его очень люблю, снимаю на него и сейчас. Фотография всегда была для меня возможностью самовыражения. С детства любил разглядывать старые снимки, на которых запечатлена жизнь людей в прошлом. Я и сейчас заворожено смотрю на лица людей, которые жили когда-то, а сейчас они могут лишь молча взирать на тебя с пожелтевших снимков. У меня дома есть целая стена из старых фотографий, на которых мои родственники – дед, со своим полком, бабушка в юном возрасте, ее подруги. Есть даже фотографии людей, которых я не знаю, но мне нравиться думать о них. Представлять как сложилась их жизнь, как они смеялись, о чем думали во время того, как были сделаны эти снимки. Ведь это всего лишь мгновение, а потом жизнь идет дальше, но вот это мгновение и позволяет нам помнить.

— У тебя есть профессиональное образование в этой сфере. Зачем ты пошел учиться на фотографа? Много современных фотографов не имеют профильного образования и не переживают из-за этого.
Начнем с того, что я долго учился снимать самостоятельно. Думал, что у меня это получается неплохо, но в 2013 году попал на фотофестиваль в Суздале, где познакомился с творчеством многих известных фотографов. Там я понял, что учиться нужно всю жизнь, здесь все как и в актерском мастерстве. Особенно меня поразили фотографии Владимира Вяткина, и когда я вернулся в Москву, я случайно, наткнулся в сети на объявление о наборе курса к Вяткину и сразу же записался. Так я познакомился с моим хорошим теперь другом, основателем института фотографии, Василием Прудниковым. Началась очень интересная полоса моей жизни, которая была бы не такой насыщенной, если бы не это знакомство. С тех пор я помогал открывать институт, учился в нем, защитил диплом. У меня была очень интересная тема – связь живописи и фотографии, на примерах американского художника Эндрю Уайета. Я даже ездил в небольшую экспедицию зимой в глухие деревни и снимал там фотографии для диплома на пленку. Научился сам печатать фотографии в темной комнате, и этот институт стал для меня вторым домом, причем в прямом смысле. Был период в 2016 году, когда я искал жилье и около 7 месяцев жил в институте и параллельно в театре, где тогда работал. Это было очень интересное время, сейчас вспоминаю его с особым теплом.

— Что дал курс фотографии в творческом плане?
Я думаю, что этот курс, который преподается в институте, дает целый комплекс знаний, не только по фотографии, но и по истории фотографии, по истории живописи, философии и метафизике, пласт практических занятий, и многое другое. И кроме того, всегда же приятно снова почувствовать себя студентом, особенно, если ты решил сменить профессию и в осознанном возрасте пришел к этому. Честно говоря, у меня был выбор. Я мог бы заняться фотографией и только ей, но актерская профессия оказалась сильнее. Всегда знал, что фотография – это часть моей жизни, но всю свою жизнь ей я не готов посвятить. Фотография меня не отпускает, я всегда где-то рядом, у меня много знакомых фотографов, причем и очень известных.

— Есть люди, которые особенно восхищают в этом виде искусства?
Безусловно. Не могу не упомянуть, о моем знакомстве и дружбе с известным фотографом Сергеем Борисовым. Познакомился с ним через одного режиссера-француза, у которого я играл в спектакле и мы репетировали ночами в студии «50-А». Это легендарное место, где бывали многие знаменитости андеграунда, рок-н-ролла и эстрады, кино и театра. Кажется невероятным, но когда я думаю о том, что в детстве, видел его фотографии — Бориса Гребенщикова, гр. АукциЫон, Цоя, Пахома и многих других музыкантов, художников и деятелей искусств, мне и в голову не могло прийти, что когда-то мы будем знакомы и более того, что я буду актером для его потрясающих сюжетов, и тем более буду частым гостем студии «50-А». Жизнь – удивительная штука!

— Как и в какой момент пришла идея написания книги «Путеводитель по театру и его задворкам»? Как долго ты работал над материалом?
Я уже давно взял за привычку, записывать какие-то забавные фразочки, и более того, веду дневник. Настоящий, не в электронном виде. У меня уже несколько тетрадей исписанных моими впечатлениями о жизни. В какой-то момент я начал писать в «Живой журнал» (ЖЖ), был такой популярный в 00-е блог, как бы теперь сказали. Сейчас он практически исчез и новое поколение, его конечно не знает, но я по привычке все продолжаю писать там. Мне кажется, там уже накопилось материала на вторую книгу с короткими рассказами. И вот, когда я начал работать разнорабочим в театре, делал зарисовки и опубликовывал их там. Однажды мне пришло письмо с информацией о том, что одно издательство заинтересовалось моими текстами и хочет заказать целую книгу о закулисной жизни. Я приехал в офис и мы договорились об условиях, так что все было очень просто. Писал книгу около 9 месяцев, потому что отвлекался на учебу. После написания, меня попросили еще добавить несколько глав и около года книга не выходила из редакции, по неизвестным мне причинам. В 2016 году она вышла. Сейчас мне предлагают ее переиздать в Канаде, уже другое издательство, для русскоговорящего населения, я все пытаюсь сесть за редакцию текста, хочу пересмотреть, что-то убрать или добавить, но пока просто не хватает на это времени, идут репетиции, съемки.

— Честно говоря, изначально я думала, что там будет много фото.
Фото действительно предполагались, к тому же их накопилось не мало за время работы, но потом от этой идеи издательство отказалось, и я хотел бы чтобы в новом издании фотографии были.

— Кто занимался обложкой?
Обложку делало издательство, я никак не мог на это влиять. У них серия подобных книг, про разные профессии и все они оформлены в одной стилистике.

— А ты помнишь свои первые эмоции от закулисья?
Когда я попал в театр на работу, то, конечно был очарован масштабом этой огромной машины. Все было интересно, все завораживало, хотелось участвовать в каждом задании. Я считал, что являюсь частью чего-то большого и выполняю важную работу. Постепенно, как и описываю в книге, все это превращается в рутину. Многое зависит от отношений людей в коллективе, от людей которые работают рядом с тобой и отвечают за процесс выполнения работы. Я как личность свободолюбивая часто сталкивался с непониманием и вступал в конфликты из-за своего видения той или иной ситуации. Я не понимал, что на этих должностях ты просто должен выполнять, то что от тебя требуется. Все это подробно описываю в книге. Со мной это происходило и на всех других должностях, где мне приходилось работать. Это к вопросу о том, что каждый должен заниматься своим делом. Нигде не задерживался на долго, именно потому что считал, что я прав. В принципе, я и сейчас так считаю.

Но театр, когда я уже стал работать фотографом приобрел уже совсем иные краски. Приходил туда с удовольствием, это тоже было не совсем мое место. При этом здесь я уже выступал как художник и делал все так, как считал нужным и это было востребовано.

Теперь же воспринимаю театр только как актер. Хотя я делал в театре все: набивал задники, занимался покраской в красильном цеху, создавал и ремонтировал декорации, работал в ночные смены, клеил, красил, привинчивал, штукатурил, носил на себе декорации и расходный материал пешком по лестнице, потому что все это не входило в лифт, а после работы переодевался и шел работать на сцену как актер массовых сценах. И это потрясающий опыт, который нигде больше не получить.

— При работе фотографом не было желания выйти на сцену и показать, как правильно или «подсидеть» кого-то из актеров?
Поскольку я снимал оперные спектакли, то подсидеть никого не мог. Конечно, были моменты, когда понимал, что это я должен был исполнять ту или иную роль, потому что мне она близка, могу и хочу играть.
Первый спектакль, который я снимал, был «Пиковая дама», П.И. Чайковского. Это единственная опера, которую я люблю. Она представляется мне идеальной, всё в ней очень гармонично и слажено и текст и музыка, за исключением дуэта Прилепы и Миловзора, конечно. В других операх мне могут нравиться отдельные арии и увертюры, или музыкальные фразы, но чтобы целиком, пожалуй ни одна. Хотя, есть еще одна, о которой я скажу ниже. И конечно, при работе на репетициях, а это процесс довольно долгий, я не мог не ставить себя на место актеров.

Много позже, был спектакль, который меня смог увлечь так же сильно, он назывался «Метаморфозы любви», композитора А. Журбина. Я был автором афиши для этого спектакля и очень много раз потом был зрителем этого спектакля, пока он шел в театре, сейчас, его к сожалению, уже нет в репертуаре. «Метаморфозы любви», это три одноактные оперы, которые рассказывают о жизни и любви гениев прошлого, Гёте и Ульрика фон Лефетцов, Густав Малер и Альма Малер-Верфель, Фрейд, Пауль Рэ, Ницше, Райнер Мария Рильке и Луиза фон Саломе. Третья часть, рассказывающая про Ницше мне была очень близка, и я всегда с удовольствием приходил в театр, чтобы послушать эту оперу. Начало этого произведения требует отдельного слова: Фрейд, Ницше и женщина, играющая вечность, сидят в небольшом уютном отеле, затерянном в Швейцарских Альпах и рассуждают о вечных темах, все это происходит как бы по ту сторону жизни, на мой взгляд – это блестящая фантазия.

— Самая главная мечта.
Быть хорошим, востребованным, актером, отвечающим духу своего времени, и заниматься своей профессией. Но, помимо этого, я занимаюсь flamenco гитарой, у меня есть мечта создать музыкальный коллектив, записывать песни на мои стихи. Даже название уже есть. (улыбается)

— Что является источником вдохновения?
У меня много источников вдохновения. Основным и самым главным, в последние годы является сама жизнь. Когда ты можешь сосредоточиться на своем деле, отодвинуть, все что мешает в сторону, жизнь начинает сама давать тебе все, от чего ты получаешь наслаждение. Люблю книги, музыку, антиквариат, путешествия, алкоголь, природу, немногих друзей. Ну и конечно – женщины, какое вдохновение может быть без них.

— А у тебя есть Место силы? Чем оно уникально?
Территория МГУ. Я сейчас живу рядом с метро университет именно для того, чтобы быть ближе к МГУ. Я и сам этот район очень люблю, я здесь много бывал в детстве и все время вспоминаю какие-то детские ощущения, связанные с этими улицами и домами. Я здесь чувствую себя, как нигде уютно и хорошо.

Я являюсь поклонником Большого стиля И.В. Сталина (проще говоря сталинского ампира) и МГУ на мой взгляд это такая мечта ставшая реальностью. Я очень люблю гулять или кататься на велосипеде по территории, проникаться духом этого места, смотреть как солнце окрашивает стены главного здания, вдыхать запах жасмина, сирени и цветущих яблонь в мае и запах загнивающих яблок в сентябре, слышать как глухо ударяются о землю упавшие плоды. Дома у кровати стоит часть ствола яблони, которую я во время одной прогулки нашел валявшейся на земле. И теперь она как будто растет уже у меня дома. Очень красивый разветвленный в разные стороны ствол, как рога оленя.

— Ничего себе! Может у тебя есть какая-то вещица, которая по-особому дорога или помогает добиваться успехов?
Да, есть. Символ оленя и все что, с этим связано: рога, зубы, кости. Я немного язычник в этом вопросе и люблю собирать разные обереги и артефакты, которые связаны с прошлым. Отсюда и любовь к антиквариату и старым вещам, которые я повсюду ищу. У меня в Латвии есть друг, он охотник, я покупаю у него клыки, зубы, челюсти и прочее. Хотя я при этом не ем мясо и это странно. Впрочем, как и у Чехова, помните в «Дяде Ване»: «Я люблю лес — это странно; я не ем мяса — это тоже странно».

— Расскажи поподробнее о своей коллекции. Есть что-то с чем ты не расстаешься, может что-то было в кадре на съемках?
Да, у меня много интересных вещей: карманные часы моего деда, примерно 1915 года выпуска, серебряный портсигар, конца XIX века, старая фляга с чьими-то инициалами, засушенная воронья лапка, кость из задней ноги лося, которую я ношу в петлице пиджака, перстень с раскопок татарского захоронения в Крыму и многое другое. Все это так или иначе задействуется на съемках. Особенно, что касается одежды, я высокого роста и часто я привожу с собой на площадку часть своего гардероба. Я большой поклонник шляп, шейных платков, подтяжек и галстуков, которые я ищу в Европе в разных ретро магазинах, а большая часть моего гардероба сшита на заказ, в связи с тем, что на меня, например, невозможно найти в магазине подходящие брюки. Например в театре есть мастер, который занимается обувью. Мы знакомы уже много лет. Я заказывал у него сапоги в стиле офицерских, которые нигде не мог найти и он сделал мне классную пару, которая очень часто используется мной на съемках.
Несколько лет назад у меня был интересный случай. Я ехал в поезде, возвращаясь в Москву, после работы над дипломом по фотографии и у меня с собой был швейцарский рюкзак горных егерей 60-годов, и сосед по вагону обратил внимание на этот рюкзак, и сказал, что он очень радует глаз. Это было уже, когда мы выходили их вагона на перрон. Мы немного пообщались пока шли до метро и обменявшись контактами в соц. сетях, простились. Некоторое время спустя начали общаться и оказалось, что этот человек большой поклонник ретро вещей, он ездит в Европу, посещает блошиные рынки старые магазины в поисках интересных и редких вещей. В итоге он подарил мне сапоги канадской конной полиции. Модель которых не менялась с 1900 года и французский кожаный чемодан годов 60-70-х годов. Эти сапоги недавно были задействованы в съемке пилотной серии сериала, о котором я упоминал выше и блестяще смотрелись в кадре.
Вот такие истории со мной иногда случаются и я всегда благодарю жизнь за такие встречи, события и приключения. И, да, я коллекционирую старые чемоданы, держу в них свои вещи, вместо мебели. Мне кажется, это очень удобно при переезде. Закрыл чемодан и поехал дальше.

фото: Сергей Борисов

— Опиши свой идеальный день.
Идеальный день, это когда никуда не нужно торопиться и можно посвятить его только себе. Либо, наоборот, когда у тебя запланировано что-то приятное, съемка или спектакль, или репетиция. Понимаю, что занимаюсь чем-то полезным для себя, и для своей профессии. Оба варианты хороши, просто один для отдыха и релаксации, а второй для плодотворной работы. В идеале, они должны чередоваться.

— Ты счастливые человек? Что для тебя счастье?
Да, безусловно. Конечно, я не могу сказать, что все у меня идеально, у меня много планов, которые я намерен воплотить, и многие из них связаны с трудностями, с необходимостью учиться новому, совершенствовать себя, но это неотъемлемая часть актерской профессии – постоянное самосовершенствование. На данном этапе жизни я могу сказать, что я счастлив, от того, что могу учиться, могу заниматься тем, что мне нравиться, могу просто выйти из дома и пойти гулять на территорию МГУ – это же настоящее счастье!

— Самый вдохновляющий комментарий коллег.
Ты это хорошо сделал.

— Фраза жизни.
Человек – это то, что должно быть преодолено. Ф. Ницше. Это к вопросу о постоянном самосовершенствовании.

Back To Top
Поиск