Альберт Жалилов: Я следую принципу «Не сотвори себе кумира»
Заслуженный артист Татарстана Альберт Жалилов – оперный и crossover исполнитель, актер, лауреат международных конкурсов. Его бархатному баритону подвластны оперные арии, неаполитанские песни, песни советской эстрады и народные песни. За особую манеру исполнения, внешность и стать Альберта Жалилова сравнивают с молодым Муслимом Магамаевым и называют русским Синатрой. Российская и зарубежная публика рукоплещет таланту исполнителя. При всех заслугах Альберт Жалилов остается искренним, светлым человеком, который ценить свои корни.
— Альберт, расскажите, пожалуйста, когда вы начали петь и как поняли, что опера — это ваше?
Мое детство прошло в Астрахани. Я учился в художественной школе при школе искусств и мне нравилось. К пению относился посредственно, бормотал себе что-то под нос, когда рисовал или делал уроки, из-за чего нередко допускал ошибки. Мама прислушивалась и ей казалось, что у меня есть потенциал. Однажды она захотела окончательно «расставить все точки над i» и, прежде всего, для себя ответить на вопрос о наличия голоса у сына. Мама договорилась о встрече с преподавателем хорового пения. Я сделал все, что попросили на прослушивании. Потом началась какая-то суматоха, так как в аудиторию пригласили директора школы и других преподавателей. Неожиданно для себя, уже через пару недель я солировал в сопровождении хора на губернаторском приеме в Большом зале Астраханской Консерватории. Помню как от волнения я не мог пошевелить даже пальцем, все онемело. Первой песней в моей карьере стала «Ave Maria», Дж. Каччини. (улыбается). Это выступление стало знаковым для меня. С этого момента я начал много выступать на самых разных городских концертах, но путь к профессии занял время. Ведь мне нравилось многое, а голос долго ломался. Закончив школу с медалью, я поступил на юридический факультет. Это было потрясающее время! Юриспруденция мне нравилась, недаром в итоге я получил диплом с отличием. В это же время я вел научную деятельность, успешно участвовал в международных конференциях. Голос же по-настоящему вернулся лишь на 2 курсе. Я начал побеждать в серьезных конкурсах, активно заниматься с профессором Астраханской Консерватории Натальей Тарасовой. В итоге, после получения диплома юриста, я полностью сконцентрировался на творчестве. Теперь говорю: юриспруденция — это любимая профессия, а творчество — призвание. К опере я тоже пришел не сразу, а в процессе обучения в Консерватории, куда я поступил уже после юридического.
— Кто из великих вокалистов был или является вашим творческим ориентиром?
Я следую принципу «не сотвори себе кумира», но при этом искренне восхищаюсь мастерством в профессии. Это касается не только пения. Совершенство притягивает. Приведу некоторых певцов, хотя их значительно больше: Л. Паваротти, Ф. Шаляпин, Ф. Меркури, Ф. Синатра, Ф. Корелли, П. Капучилли и т.д.
— Стиль кроссовер в музыке — это безысходность, чтобы хоть как-то продвигать оперу массовому слушателю, или новая реальность?
Оперу не надо продвигать. Она всегда найдет своего зрителя. Просто опера более сложный и оттого не такой массовый жанр, но так и должно быть. Кроссовер же дает больше возможностей именно в рамках концертов, он ближе к людям. Реальность это не такая уже новая, но, скажем, с большими перспективами.
— На какой самый смелый музыкальный эксперимент Вы согласитесь?
В творчестве может быть допустимо все, но оно не должно быть бессмысленным. Мне эксперименты нравятся.
— Что или кто помогают Вам двигаться вперед?
Вера в то, что я делаю нечто важное. То, что помогает людям. К счастью, многие зрители со мной солидарны. А значит это уже не только мое, а наше движение вперед. И моя ответственность.
— Как часто выступаете на зарубежных сценах? Исполняете за границей на русском?
Да, достаточно часто. Я побывал с концертами в 23 странах, был на четырех континентах. В репертуаре помимо оперных партий, ораторий, спектаклей около 500 произведений на 12 языках. Практически для любого уголка мира у меня есть понятные и любимые мелодии. При этом, произведения на русском, в меньшей или большей степени, конечно звучат на всех концертах.
— Недавно у состоялась премьера песни Black raven, английский вариант народной песни «Черный ворон». Расскажите об истории создания.
Несколько лет назад я был с концертом в Лондоне. Очень люблю этот город. Концерт собрал интернациональную аудиторию, в репертуаре были песни на разных языках. В числе прочих я исполнил народную песню «Черный ворон». За кулисами ко мне подошли несколько англичан, с которыми завязался интересный разговор о музыке и культуре. В конце беседы один из мужчин предложил написать текст на песню «Черный ворон», так как моя интерпретация ему запала в душу. Я сказал, что это отличная идея, но не придал этому особого значения. Приехав в Россию, я погрузился в концерты и гастроли. Через несколько месяцев я получил письмо на электронную почту с текстом песни на английском. 1 мая была презентована композиция «Black raven», которую я записал великолепным гитаристом Алексеем Носовым.
— Очень интересная история. Были ли еще подобные подарки судьбы?
Судьба часто преподносит подарки в виде интересных произведений. Многие композиторы присылают свои песни. И это очень здорово! Но не все сразу воплощаются в жизнь. Например, песня «Русь» около 7 лет ждала правильной интерпретации, зато сейчас ее можно послушать на любой платформе, а скоро появится и клип.
— Какая публика более лояльна к вашему музыкальному направлению?
Публика очень разная. Хотя не секрет, что академическая музыка привлекает, в первую очередь, людей от 25 лет. И это нормально. Я сам в 15 лет не слушал классику. В этом возрасте хочется вечного движения, смены картинки, эмоции бьют через край, не давая сконцентрироваться. К классике люди приходят, когда могут просто сесть и наслаждаться не ритмами, а гармониями, красками. И тогда приходит понимание, что это новый интересный, позитивный, разноцветный мир. Хотя на моих концертах много и совсем юных зрителей, и детей (в том числе, грудных, которые не плачут, а мирно спят). Мы все время в поисках форм подачи, которые привлекут разную аудитория. С уверенностью, что если они придут к нам в гости, то останутся навсегда.